Рано или поздно и ребенок, и родители встречаются с системой образования. Да, она несовершенна, но другой системы пока нет. Однако с ней можно эффективно взаимодействовать, оставаясь на стороне ребенка.
Бермудский треугольник
«Начнем с того, что взаимодействие «школа-родители-ученик» - удивительный треугольник, на каждой из сторон которого есть огромное напряжение, явное либо скрытое.
И родителям нужно уменьшать это напряжение, прежде всего между точками «ученик-школа», чтобы ребенку было комфортно, - говорит Наталия Байкалова, семейный психотерапевт, основатель Центра развития личности BaykaLove. - Мы растим чадо по одним принципам, а потом отдаем на длительное время в систему, где его формируют совсем по-другому. Тут ребенок получает множество мелких психоэмоциональных травм, которые в будущем повлияют на его самооценку. А значит, мы становимся заложниками этой системы. Потому наша задача, во-первых, понять, что там происходит, во-вторых, помочь ребенку в амортизации давления школы. У нас же зачастую происходит наоборот. Между точками «ученик-родитель» также скапливается напряжение, и мы все силы направляем сюда, постоянно задаваясь вопросами: как мне изменить свое отношение, как поговорить с ребенком, чтобы его поведение меня не ставило в неловкое положение».
В этом треугольнике все недовольны друг другом: мы - школой, школа - нами. Педагоги обесценивают молодое поколение, находятся в оборонительной позиции: они считают, что дети сейчас ужасные и невоспитанные (читай: свободные). «У нас и образование, и здравоохранение-это закрытые системы. Вам не покажут, что происходит внутри них: мол, это не ваше дело,- отмечает психолог. - Но как же не мое, если вы учите моего ребенка, прививаете ему какие-то нормы? Поэтому родителям нужно найти некие точки опоры для взаимодействия с системой и быть при этом не просителями, а требующими, не бояться».
Сегодня система образования переживает кризис, и проблема эта имеет глобальные масштабы, поскольку связана с отставанием за новыми технологиями и общедоступностью знаний. Так, сейчас, чтобы узнать о таблице Менделеева, не обязательно терпеть до седьмого класса: нужную информацию легко найти в поисковике Google. С одной стороны, знания становятся открытыми, с другой их актуальность меняется с огромной скоростью. «Ежегодно в реестре профессий появляется до 120 новых наименований, о которых мы пару лет назад и не подозревали, а значит, то, что, дети получают за годы учебы, и то, что реально нужно иметь на выходе, - это вообще разные эпохи», - говорит Наталия.